Вот "люди добрые" принесли Воскресенскую газету "Наше Слово" аж за декабрь 2012 г. с замечательной статьёй Андрея Фролова про наше село Карпово. Статью эту я видать "проворонил"
в своё время. Исправляем это досадное упущение!
Материал находится в свободном доступе на сайте газеты, посему считаю, что ничьи "копирайты" я не нарушаю.
---
СТАРЕЙШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ПРИХОД НАШЕГО РАЙОНА К истории построения храма Михаила Архангела в селе КарповоСреди двух десятков церквей Воскресенского благочиния особое место занимают четыре храма – Иоанно-Златоустовский в селе Новлянском, Крестовоздвиженский в Марчугах,
Георгиевский в поселке имени Цюрупы и Михаила Архангела в селе Карпово.
автор публикацииОбъединяет их одно немаловажное обстоятельство – в 1930-е годы, в пору жестоких гонений на православную церковь, эти храмы избежали печальной участи остальных – они не были разграблены и осквернены безбожниками. Закрытие некоторых храмов из перечисленных (причем без разграбления) если и имело место, то на очень недолгое время, и, начиная со второй половины 40-х годов XX столетия, все четыре церкви снова оказались действующими. По мнению прихожан, такие «незакрывавшиеся», «намолённые» многими поколениями наших предков церкви отличаются особой аурой. Мне захотелось немного рассказать об истории одного из этих четырех – храма Михаила Архангела в селе Карпово.
В послевоенные годы в нем служили известные и уважаемые в наших краях священники – Александр Коробейников, Александр Захаров и Александр Сайгушев.
С 1991-го года и по нынешний 2012 год должность настоятеля Михаило-Архангельского храма исполняет священник Леонид Коломин, человек также весьма достойный и необыкновенно отзывчивый. В 2011 году церкви Михаила Архангела в селе Карпово исполнилось 120 лет. Срок, как говорится, солидный, но для церкви не такой уж и большой. Однако мало кто знает, что история рассматриваемого прихода уходит своими корнями в седую неимоверную древность и начало здешней церковной жизни, по данным существовавшей еще в 1870-х годах летописи, относится к XI столетию от Рождества Христова.
Заинтриговав, таким образом, читателя, перейдем к сути. В Древней Руси, как известно, существовали сельские территориальные округа – погосты. В Новгородской земле погостную систему установила еще княгиня Ольга в 946 году. Каждое княжество (их звали землями) делилось на определенное (большее или меньшее) число сельских территориальных округов. Административным центром такого округа служило место периодического проведения схода местных жителей. Здесь же располагалось и мирское святилище, где приносились жертвы языческим богам и совершались общественные моления. Сюда же в начале зимы приезжали сборщики княжеской дани (а иногда – сам князь) и заинтересованные в сбыте своих
товаров купцы-гости. Здесь устраивались время от времени импровизированные торжища, где жители округи покупали у купцов необходимые товары, а сами сбывали торговцам продукты своего тяжелого крестьянского труда – зерно, убоину, мед, воск, пушнину. Позднее эти особые места стали звать погостами (от слова гость, то есть купец), а затем это же слово приобрело второе значение – сельский территориальный округ, раскинувшийся вокруг погоста. Одним из таких многочисленных древнерусских погостов являлся погост в Муромо - Рязанской земле, к северо-западу от Коломны. По названию здешней речки Похры его жителей звали в просторечии похрянами, а сам погост – Похряне, погост Похрян или Похрянский погост. Как неофициальное это название до сих пор сохраняется среди некоторых старожилов Карпово и Лукьяново, которые в кругу близких зовут свою местность «Пахрянь».
После принятия христианства в 988 году перед правителями Киевской Руси встала непростая задача – обеспечить всю огромную подвластную им территорию православными храмами и священниками, дабы новая вера свободно распространилась по всей Русской земле. В первую очередь церкви строили в городах, ну а потом очередь постепенно дошла и до сельских территориальных округов. Не мудрствуя лукаво, сельские храмы воздвигали на местах традиционных сборищ – погостах. Княжеские слуги рубили священные деревья, свергали (если они стояли) языческих идолов, а на их месте ставили небольшие деревянные церкви. Процесс христианизации на местах был очень и очень непростым, он протекал в течение многих человеческих поколений. Достаточно сказать, что, по археологическим данным, еще в первой половине XIII-го столетия (через 250 лет после крещения!) всего лишь в 300 км к западу от Киева на реке Збруч активно функционировало языческое святилище, где приносились человеческие(!) жертвы. Приверженцы старой веры пытались на первых порах восставать с оружием в руках, но, потерпев поражение в открытой борьбе, смирились и стали проводить свои обряды тайно, в глухих, малодоступных местах. По уникальному преданию, которое воскресенский краевед Н.А. Ленков записал от уроженца деревни Скрипино Василия Павловича Артамонова (1929 года рождения), сокровенное святилище закоренелых похрянских язычников существовало какое-то время в самой чаще Скрипинского леса, на луговине под названием Корёк. Людей в жертву там конечно, не приносили, а вот скотину и петухов – запросто. Былое святилище на луговине Корёк В.П. Артамонов назвал мордовским словом «молян». Это слово еще раз показывает нам, что первыми жителями в здешних местах были финноязычные меряне, родственные нынешним марийцам и мордве. В более поздние времена на Корьке собиралась на гуляние молодежь изо всех окрестных сел и деревень. Самое большое гуляние бывало здесь на Троицу.
На погосте Похрян княжеские слуги тоже построили церковь. О том, как могла выглядеть та первая маленькая и скромная деревянная церковь XI столетия, мы можем себе представить по описанию 1870-х годов другого подмосковного храма, по преданию, основанного в 1185 году:
«Пол в церкви из досок не пиленых, а тесанных, есть деревянные сосуды и фелонь из домашней шерстяной ткани, волоковые окна с южной и северной стороны без стекол, с деревянными задвижками, потолок плоский с провислою матицею, на столбах царских дверей есть надпись вязью, которую разобрать нельзя; на потолке над иконостасом узоры писаные на грубой холстине, над царскими вратами образ Нерукотворного Спасителя на пергаменте, очень древний, и прочие образа древние».Примерно такой же была первоначальная церковь на погосте Похрян. Посвящалась ли она с самого начала Михаилу Архангелу – доподлинно неизвестно, но скорее всего да, и посвящение погостного храма никогда не менялось. Еще в 1870-е годы в деревянной церкви погоста Похрян хранилась летопись, где имелась запись о строительстве первоначального храма. Насколько можно судить, это известие являлось обыкновенным изустным преданием, которое, в конце концов, было внесено в составляемую по приказу церковного начальства храмовую летопись. Такие летописи велись в середине XIX века во многих храмах. Эта запись позволила церковному старосте в 1881 году утверждать, что
Михаило-Архангельской церкви более 800 лет. Иными словами, самый первый деревянный храм на погосте Похрян был построен не позднее 1080 года.
Это был, без всякого преувеличения, один из древнейших православных храмов Юго-Восточного Подмосковья. В качестве гипотезы можно предположить, что посвящение Михаило-Архангельской церкви могло быть выбрано в честь ангела-хранителя русского князя, который правил в ту пору здешними землями. Этим князем, судя по всему, был князь Олег Святославич Черниговский, в святом крещении Михаил. Рядом с возведенной церковью постепенно появился рядок домов церковного причта – священника, диакона и пономаря. Здесь же,
недалеко от храма, погребали мертвых. Все это хозяйство отныне звалось погостом. Сам же территориальный округ со временем стали звать не погостом, а волостью. Волость Похряне упомянута впервые в 1336 году в духовной грамоте князя Ивана Калиты. В наши дни слово погост окончательно утратило перечисленные выше значения и используется только в
качестве синонима слову кладбище.
Имеющиеся у нас исторические данные позволяют судить, что волость Похряне с центром на погосте Михаила Архангела на речке Похре действительно являлась старейшим сельским округом в Коломенской земле. В вышеупомянутой духовной грамоте есть запись о княжеском селе на реке «Северсце (Северке) в Похрянском уезде». Речь здесь идет о селе Северском в Коломенском районе, которое находится в месте впадения Северки в Москву-реку. А Похрянским уездом в 1330-е годы звали объединение нескольких коломенских волостей, управление которыми осуществлялось из погоста Похрян. Судя по порядку перечисления волостей в духовной грамоте, в состав Похрянского уезда помимо самих Похрян входили следующие волости: Песочна, Усть-Мерска и, возможно, Мезыня. Земли всех указанных волостей ныне полностью или частично входят в состав Воскресенского района. Можно даже сказать, что Похрянский уезд со своим уездным центром – погостом Похрян являлся очень далеким предшественником нынешнего Воскресенского района. Таким образом, ошеломительное известие храмовой летописи о строительстве первоначального погостного храма в XI столетии при анализе имеющихся исторических фактов вовсе не кажется неправдоподобным.
Действительно, центром уезда могло быть по логике вещей только древнейшее селение, имеющее многовековую историю. Помимо Похрянского в Коломенской земле существовали еще как минимум два уезда – Брашевский и, возможно, Левичинский.
Коломенские уезды, уже, правда, без названий, упомянуты еще один раз в летописи под 1446 годом при описании событий феодальной войны второй четверти XV века. В тот год сторонник свергнутого и ослепленного великого князя Василия II – «удалой воевода» Федор Васильевич Басёнок (прозвище Басёнок означает Красавчик) совершил дерзкое и молниеносное нападение на Коломну, город и окрестности находились тогда под контролем обидчиков Василия II. Собрав несколько десятков таких же как он коломенских удальцов из числа доброхотов свергнутого князя, Федор Басёнок неожиданно, «изгоном» напал на Коломну и разграбил неукрепленную часть города – посад, «мало не взяв» саму крепость. На обратном пути отряд Басёнка разграбил так-же коломенские уезды, в том числе и Похрянский. Ермолинская летопись: «Того же лета прииде изгоном к Коломне Феодор Басенок и пограби села и посад, а мало града не взял».
Другая летопись дает более подробный рассказ:
«Один Федор Басенок не восхоте служить ему (новому великому князю Дмитрию Шемяке), князь же Дмитрий повеле возложити на него железа тяжки и за сторожи держати его. Он же подговорив пристава своего и убеже из желез и беже к Коломне и тамо лежал по приателям и многих людей подговорив с собою, пограби уезды Коломеньскые, побеже в Литву».Отсюда можно полагать, что 1446 году Похрянский уезд Коломенской земли все еще существовал.
В более позднее время уезды внутри Коломенской земли были упразднены, а вернее сказать, их укрупнили, и уездом теперь стали звать саму Коломенскую землю. На базе сел и деревень бывшей волости Похряне сформировался Похрянский стан Коломенского уезда. По писцовой книге 1577-78 гг. земли Похрянского стана занимали обширное пространство на правобережье Москвы-реки и длинной и узкой полосой заходили на левый берег, где тянулись далеко на юго-восток до самой Оки, до нынешнего села Маливо Коломенского района. Из крупных селений стана писцовая книга называет Фоминское, Степанчищево (Степанщино), Карпово, Ратчино, Ачкасово, Пески.
В той же писцовой книге 1577-78 гг. впервые с документальной точностью упомянут древний погост Похрян:
«погост на речке Похрянке, а на погосте церковь Михаил Архангел древена клецки».Речка Похра к тому времени уже сильно обмелела, и ее стали звать уменьшительно – Похрянка. Недалеко от погоста, ниже по течению Похрянки, находилось сельцо Карпово – одно из древнейших и значительнейших селений Похрянской волости. Достаточно сказать, что даже после страшных разорений Смутного времени Карпово не только не исчезло, но и насчитывало целых 25 крестьянских и бобыльских дворов.
По мнению первого краеведа наших мест Н.Д. Иванчина-Писарева, сельцо Карпово и погост Архангела Михаила (погост Похрян) связывала очень тесная связь. В известной своей книге 1843 года он пишет:
«Похряне. Это бывшее волостное село, упомянутое в душевных грамотах Иоанна Калиты, некогда давало свое имя особенному уезду в области Коломенской... Ныне эта волость даже и не деревня, а погост. Меж двух отлогих гор, на берегу речки Похрянки стоит деревянный храм Михаила Архангела. В алтаре храма достопримечателен образ Нерукотворного Спаса с венцом резным из дерева, гладким и блестящим как металл; назади надпись:
«Поновлен в 7190 (1682) году Августа 28 дня», но по всему видно, что в этой древней иконе поновили один плат, не касаясь лица. Прочие же иконы, к сожалению, переписаны, по обыкновению, малярами. К этому погосту принадлежит приход, также бывшего села Карпова, которого, владельцем был учитель Петра Великого граф Никита Моисеевич Зотов. (Сказыва-
ют, что это Карпово было самое село Похряне, разселенное до храма, который ныне в полуверсте от дворов и уже называется погостным). У самого Похрянского храма пролегала боль-
шая (Брашевская) дорога; но по воле старого владельца села Никитского, Расловлева, сведена через его село»продолжение следует---
Источник: газета "Наше Слово", 15 декабря 2012 года, No139 (12080), стр. 11-12