Автор Тема: В России бензин производится не из нефти, а из чего-то другого!  (Прочитано 10639 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн vstep

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1602
  • Пол: Мужской
    • Сайт села Карпово МО
Скачок цен на бензин, спровоцированный фискальным фетишизмом правительства, монополизмом и деградацией нефтегазового комплекса, сталкивает экономику в кризис.

Жуковский Владислав


В последнее время складывается всё более устойчивое и неотвратимое впечатление того, что в России бензин производится не из нефти, как это должно быть, а из чего-то другого. По крайней мере, именно такой вывод можно сделать, если проанализировать динамику цен на нефтепродукты и ГСМ за последние несколько лет. Когда цены на нефть растут, российские чиновники и руководство нефтегазовых компаний (в том числе принадлежащих государству и на словах несущих повышенную социальную ответственность) ссылается на здравый смысл и объясняет удорожание бензина рыночными факторами. Якобы, в силу роста цен на сырьё происходит увеличение производственных и транспортных издержек, что выливается в рост цен на ГСМ для населения и промышленных предприятий. С первого взгляда логика железная и придраться не к чему – под такие объяснения цены на бензин выросли за период 2000-2008гг. практически в 3 раза (с 7 до 20 рублей).

Однако когда в 2008-2009г. в разгар финансово-экономического кризиса, паралича рынка межбанковского кредитования, кризиса доверия и кредитного сжатия (т.е. делевериджа) произошло сдувание пузырей на товарно-сырьевых рынках и цены на нефть упали в 4 раза менее чем за полгода (с 147 до 37 долл. за баррель по север смеси Brent), каким-то удивительным образом цены на бензин не только не снизились, но даже продолжили своё восхождение к новым вершинам. Не найдя адекватных и вменяемых аргументов, высокопоставленные правительственные чиновники стали объяснять гражданам и представителям реального сектора экономики, которых стремительный рост цен на ГСМ и услуги естественных монополий доводит до состояния перманентной неконкурентоспособности и банкротства, что это также является проявлением механизма рыночного ценообразования.

Якобы спрос на топливные ресурсы вырос (несмотря спад ВВП на 7,8%, обвал в промышленности на 15% и 3-кратное падение выпуска товаров в наукоёмкой промышленности – станкостроении, приборостроении, инвестиционном машиностроении, производстве транспортных средств и т.д.), цены на газ, воду, отопление помещений, грузовые перевозки выросли, что и спровоцировало рост цен на бензин и прочие нефтепродукты.

Однако, насколько можно судить, ситуация гораздо прозаичней: столкнувшись с многократным падением цен на сырьевые товары и экспортных доходов, а также обвальным падением рентабельности торговли нефтепродуктами на рынках экономически развитых стран (где крайне высока конкуренция, рентабельность АЗС не превышает 3-4%, а 80% прибылей зарабатывается за счёт торговли попутными товарами на АЗС), российские нефтегазовые гиганты, монополизировавшие рынок нефтепродуктов и активно пользующиеся коррумпированностью и халатностью чиновников, решили хотя бы частично компенсировать свои убытки на внешних рынках за счёт кармана россиян и отечественной промышленности.

Скачкообразный рост цен на топливо на фоне падения цен на нефть

К сожалению, аналогичные тенденции наблюдаются и сегодня, несмотря на то, что лучшие российские учёные и независимые экономисты на протяжении долгих лет объясняют правительственным чиновникам, что безудержный рост цен на ГСМ и топливо делает нерентабельным производство подавляющей части продукции на территории России, усиливает процессы деиндустриализации и структурной деградации экономики и душит остатки наукоёмкой промышленности высоких переделов. Не говоря уже о том, что удорожание ГСМ разгоняет маховик инфляции издержек по всему спектру производимых и импортируемых товаров, стимулирует падение уровня жизни россиян и усиливает социальную нестабильность. Однако воз и ныне там, даже несмотря на заметные изменения в риторике правящих властей и постоянные заверения властей в «социальной ответственности государства».

Таблица 1. Динамика потребительских цен и цен производителей на бензин и дизельное топливо

Источник: данные Росстата

Весьма показательно, что за период с первого полугодия 2012г. по январь-июнь текущего года средние цены на российскую нефтяную смесь Urals не только не выросли, но даже умудрились снизиться на 5,8% - с 113 до 106,5 долл. за баррель. Что нисколько не помешало розничным ценам на автомобильный бензин вырасти на 8,1%, а дизельному топливу подорожать на 12,3%. По состоянию на 22 июля 2013г. средние цены на автомобильный бензин в России составили 29,25 рублей за литр, а на дизельное топливо 30,97 рублей.

Другими словами, по отношению к себестоимости производства и ценам на нефтяное сырьё отпускные цены на бензин в первом полугодии 2013г. выросли аж на 13,9%, а дизельное топливо, на котором держится практически всё российское сельское хозяйство и АПК, подскочило в цене на 18,1% в годовом выражении. Если бы в России действительно работали механизмы рыночного ценообразования, не искажённые монополизмом, ценовыми сговорами, завышением цен и ростом тарифов естественных монополий, то цены на ГСМ должны были бы либо остаться на уровне прошлого года, либо и вовсе сократиться на 2-3%. Однако они умудряются расти даже на фоне заметного снижения цен на углеводородное сырьё.

Таблица 2. Средние потребительские цены на бензин автомобильный и дизельное топливо в России (рублей за литр)

Источник: Росстат

Более того, аналогичные тенденции наблюдались годом ранее – в первом полугодии 2012г. средние цены на нефтяную смесь Urals выросли на незначительные 3,6% (до 112 долл.), однако отпускные цены на бензин и дизельное топливо на АЗС подскочили на 9,7 и 14,9% соответственно. В целом же, по итогам 2012г. бензин подорожал практически на 7,6%, притом что средняя цена не нефтяную смесь Urals выросла на едва заметные 1% (с 109,3 до 110,5 долл. за баррель.

При этом основной вклад в удорожание ГСМ вносят производители нефтепродуктов - по итогам первого полугодия 2013г. отпускные цены производителей (т.е. НПЗ) на бензин выросли на 15,5%, а на дизельное топливо на 7,2%. Годом ранее, в аналогичном периоде 2012г, НПЗ понизили отпускные цены на бензин на 2,3%, а на дизельное топливо подняли аж на 16,3%. Другими словами, если удорожание мазута для конечных потребителей (промышленных предприятий, АПК, сельского хозяйства, населения и т.д.) главным образом обусловлено повышением цен на свою продукцию со стороны НПЗ, то 22% скачок цен на бензин на АЗС за последние полтора года не удаётся списать на 13% рост цен со стороны НПЗ. Неудивительно, что даже по оценкам Росстата в июне 2013г. средние цены на автомобильный бензин в зависимости от марки топлива в среднем по России в 2-2,8 раз превышали цены производителей, тогда как в июне 2012г. этот разрыв не превышал 2-2,2 раз.

Таблица 3. Соотношение цен производителей на автомобильный бензин и нефть в России:

Источник: Росстат

При этом ценовые пропорции на рынке нефтепродуктов практически не изменились – соотношение цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках снизилось с 41,2% в июне 2011г. до 40,2% в июне текущего года. Притом что соотношение цен на бензин и нефть осталось на том же самом уровне в 1,9 раз – 18,533 против 9,744 тыс. рублей за тонну.

Весьма показательно, что стремительный и набирающий обороты роста цен на ГСМ и моторное топливо на внутреннем рынке России практически никоим образом не связан с дефицитом нефтепродуктов. Так, по итогам первого полугодия текущего года производство автомобильного бензина всех марок увеличилось на 3,9% (до 15,7 млн. тонн) при одновременном спаде потребления на внутреннем рынке на 2,7% (до 13,6 млн.) и снижения импорта на 18,5% (до 0,14 млн.). Даже скачкообразный рост экспорта бензина на 36,3% (до 1,82 млн. тонн.) не смог создать даже намёка на дефицит топлива – запасы бензина выросли на 455,8 тыс. тонн, что на фоне роста на 13,1 тыс. годом ранее выглядит крайне впечатляющим результатом.

Аналогичная ситуация наблюдается с дизельным топливом – производство выросло на 3,5% (до 28,8 млн. тонн.), импорт упал в 10 раз (до 24,9 тыс. тонн), объёмы реализации на внутреннем рынке увеличились на 4,9% (до 11 млн.), а экспорт в физическом выражении и вовсе сократился на 0,2% (до 17,5 млн. тонн). Неудивительно, что запасы дизельного топлива по итогам первого полугодия 2013г. выросли на 318,2 тыс. тонн после роста на 39,6 тыс. годом ранее.

Крайне высока вероятность того, что во второй половине текущего года темпы роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо ускорятся и по итогам всего 2013г. достигнут 11% и 15% соответственно (по состоянию на середину июля годовой прирост составляет 8,1 и 12,3% соответственно. В результате чего цены на автомобильный бензин марки АИ-95 и выше превысят планку в 32 рубля за литр, а дизельное топливо подорожает до 31,5 рубля за литр. Совершенно очевидно, что удорожание ГСМ крайне негативно скажется не только на общих темпах роста потребительских цен в России, которые уже сегодня даже по официальным и крайне далёким от реальности оценкам Росстата превышают 7,2% против 5,5%, заложенных в федеральном бюджете и 6%, обещанных Правительством.

Таблица 4. Баланс формирования и использования ресурсов моторного топлива
   
Источник: Росстат

Скачок цен на ГСМ, обусловленный технологической отсталость российского нефтегазового комплекса, произволом нефтяных компаний, монополизировавших рынок нефтепродуктов, и удушающей фискальной политикой государства, которая обеспечивает 55% в розничной цене на бензин, сталкивает российскую экономику в кризисное состояние и подавляют производственную и инвестиционную активность.

Напомним, что по итогам первого полугодия 2013г. темпы роста ВВП сжались до 1,7% (годом ранее свыше 4,5%), промышленное производство растёт на едва отличимые от статистической погрешности 0,1%, обрабатывающая промышленность находится на грани спада (нулевой прирост), производство электроэнергии, газа и воды сокращается на 0,7%, объём грузоперевозок на железнодорожном транспорте обвалился на 3%, объём погрузки грузов демонстрирует спад на 3,7%, а объём капитальных вложений в основные фонды сокращается на 1,4%. Если ещё полгода в Правительстве и Кремле чиновники пытались сделать «хорошую мину при плохой игре» и именовали кризисный спад в реальном секторе экономики «краткосрочным конъюнктурным охлаждением деловой активности», то сегодня даже на самом высоком уровне вынуждены признать, что отечественная деиндустриализированная, десуверенизированная, дезинтегрированная и денационализированная экономика стремительно скатывается в кризисное состояние.

В промерзшем Анадыре и Магадане, как в солнечной Калифорнии

Стоит напомнить, что в целом ряде вполне себе депрессивных и технологически отсталых по мировым меркам регионов России средние цены на ГСМ уже давно превысили не только среднемировой уровень, но даже цены на топливо в крупнейших экономически развитых странах мира. Так, даже по официальным оценкам Росстата, руководство которого достаточно сложно обвинить в желании сгустить краски и испортить настроение руководству страны, средние цены на автомобильный бензин в Якутске достигли отметки в 36,4 рублей, в Магадане - 37,5 рублей, в Петропавловск-Камчатском - 40,2 рублей А в Анадыре, который не получается заподозрить в высокой энергоэффективности, развитости ресурсосберегающих технологий, мягком климате и развитой наукоёмкой промышленности, цены на бензин на АЗС превышают 45 рубле за литр.

Для сравнения, в США в Калифорнии, в самом богатом и экономически развитом штате США, на территории которого находится «Силиконовая долина» и размещены штаб-квартиры крупнейших информационных гигантов и наукоёмких производств, где традиционно фиксируются самые высокие цены на топливные ресурсы, средние цены на автомобильный бензин не превышают 4-4,1 долл. за галлон. Так, в Лос-Анджелесе цены на автомобильный бензин составляют 4,04 долл., в Вентуре – 4,08, а в хорошо известной старшему поколению по одноимённому сериалу Санта-Барбаре цены на бензин не превышают 4,16 долл. за галлон топлива.

В пересчёте на российские рубли и с учётом того, что один галлон эквивалентен 3,78 литрам, получается, что даже в самых богатых и экономически развитых американских штатах с развитыми технологиями ресурсосбережения и высокой энергоэффективностью, цены на бензин марки Regular не превышают 36,5-37 рублей за литр. То есть на 3-9 рублей ниже, чем в целом ряде регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. И это притом что США вплоть до недавнего времени являлись крупнейшим импортёром нефти в мире (5,98 млн. баррель в сутки), уступив пальму первенства Китаю (6,12 млн.), а Россия является крупнейшим экспортёром «чёрного золота» (практически 5 млн баррелей в сутки). В целом же по США по состоянию на 22 июля текущего года средние цены на автомобильное топливо в США марки Regular (аналог российского АИ-95) не превышали 3,68 долл. за галлон – т.е. порядка 0,97 долл. за литр или 31,6 рублей в эквиваленте российской валюты.

Более того, необходимо отдавать себе отчёт в том, что приведённая выше методика сопоставления внутренних цен на топливо в США и России не является единственно верной и содержит целый ряд серьёзных погрешностей. Прежде всего, сопоставление цен на автомобильный бензин (как и на любые другие товары и услуги в США, России и других странах мира) по текущему рыночному обменному курсу не учитывает разницу в покупательной способности национальных валют. Как известно, реальная покупательная способность российского рубля гораздо выше, чем отражаемая на валютном рынке стоимость рубля по отношению к американскому доллару – 17-18 рублей за доллар вместо 32,5 рублей. Другими словами, на один доллар США в пересчёте на российские рубли по текущему обменному курсу России можно купить в два раза больше товаров и услуг, чем в США.

Если пересчитать цены на автомобильный бензин (как и на все ГСМ и прочие товары) с учётом покупательной способности российского рубля и американского доллара, то окажется, что цены на бензин в среднем по России более чем в два раза превышают средний уровень по США – 2,1 долл. против 1 долл. И это притом, что реальный уровень жизни россиян, как минимум, в 2-2,5 раза ниже, чем в США при сопоставимых масштабах имущественной пропасти.

Тогда как в Анадыре, как и в ряде других находящихся в суровых климатических и природно-географических условиях регионах России, цены на бензин и вовсе превышают средний уровень по США в 2,8-3,1 раза. Крайне тяжело предположить, что российская деиндустриализированная глубинка и находящиеся в депрессивном состоянии регионы, отброшенные в результате «рыночных реформ», разрушения производственно-технологического потенциала и технической деградации на 40-50 лет назад, вынужденные приобретать топливо по многократно завышенным ценам, способны составить хоть какую-то конкуренцию не только экономически развитым странам, но и вообще хоть кому-нибудь.

Техническая отсталость, произвол нефтяных гигантов, монополизм и фискальное бремя государства разгоняют цены на топливо

Совершенно не понятно, каким образом в России топливо и ГСМ умудряются стремительно и безостановочно дорожать в условиях, когда снижаются цены на углеводородное сырьё, из которых они производятся. На самом деле причина безостановочного роста цен на топливо, которое блокирует экономический рост, усиливает депрессивное состояние в промышленном комплексе и провоцирует удорожание всех остальных товаров и услуг, раскручивая маховик инфляции, в экспертной и научной среде известна давно.

Одна из основных причин состоит в крайне высокой степени монополизированности рынка нефтепродуктов – крупнейшие вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) с завидным постоянством злоупотребляют своим доминирующим положением и вступают в ценовые сговоры и картельные соглашения. В современных условиях им гораздо проще и выгодней завысить цены и выплатить ФАС штраф в размере нескольких миллиардов рублей, чем вступить в честную конкурентную борьбу за потребителя.

Применяемые в настоящий момент размеры штрафов по отношению к нефтегазовым гигантам со стороны ФАС не являются критическими и в большинстве случаев нефтяным компаниям (в том числе принадлежащих государству и именуемых «национальным достоянием») гораздо выгодней согласиться пойти на ценовой сговор, установить монопольно высокие цены на топливо и изъять свою монополистическую ренту, чем отказаться от этой затеи под угрозой штрафа.

Рис.1 Изменение глубины переработки нефти в зависимости от развития технологий

Источник: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Напомним, что в настоящий момент крупнейшей по размеру санкцией является требование ФАС к Роснефти выплатить 5,28 млрд. рублей в качестве штрафной санкции за ценовой сговор. Однако благодаря лоббистским возможностям и административному ресурсу крупнейшей российской нефтегазовой компании удалось заставить ФАС пойти на заключение мирового соглашения и снизить сумму штрафа в 2,5 раза – с 5,28 до 2 млрд. рублей. Всего же за период 2008-2010гг. ФАС оштрафовала нефтяных гигантов на 26 млрд. рублей, что является каплей в море крупнейших ВИНК. За счёт завышения цен на бензин хотя бы на 1 рубль, российские нефтегазовые компании в одном только 2012г. могли получить сверхдоход в размере 30-32 млрд. рублей. Совершенно очевидно, что «игра стоит свеч» и потенциальные прибыли в разы превышают потенциальные убытки.

Кроме того, дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке обусловлен крайне низкой степенью технологического развития нефтеперерабатывающей промышленности – глубина переработки нефти в России не превышает 72%, тогда как в крупнейших экономически развитых странах достигает 95-98%. Если во времена Советского Союза столь низкий уровень переработки сырья и получения нефтепродуктов объяснялся потребностью в мазуте (как в промышленности, так и для отопления), то сегодня это объясняется нежеланием крупнейших российских нефтегазовых гигантов финансировать модернизацию производств, импортировать или развивать современные управленческие и производственные технологии и отсутствием конкуренции на рынке нефтепродуктов. Хуже того, в структуре производства нефтепродуктов

Ещё одна проблема – крайне низкие показатели выхода светлых сортов нефтепродуктов (бензина, авиационного керосина, дизельного топлива и т.д.) при избытке тёмных фракций (мазута, печного топлива и т.д.). Современные НПЗ, оснащённые оборудованием для глубокой переработки нефти, добиваются очень высокого выхода светлых нефтепродуктов даже из тяжёлой нефти. Это становится возможным за счёт применения так называемых деструктивных процессов, в первую очередь каталитического крекинга и гидрокрекинга. Так, в России на долю бензина приходится лишь 15-17% всех производимых нефтепродуктов, 3,5-4% - на реактивное топливо. Тогда как на долю тяжёлых фракций приходится подавляющая часть производимой НПЗ продукции – мазут обеспечивает 29-30% нефтепереработки, а дизельное топливо порядка 29-29,5%. Оставшееся приходится на прочие виды нефтепродуктов, а также потери при производстве.

По экспертным оценкам, наличие на НПЗ технологий прямой перегонки нефти и установок, повышающих качество прямогонных фракций, позволяют получить глубину не более 60%. Наличие технологий переработки вакуумного газойля повышает глубину переработки сырья до 75 – 80%. И лишь только переработка гудрона и тяжелых остатков вторичных процессов позволяет НПЗ перейти рубеж в 85 – 90%. Модернизация отечественных НПЗ при сегодняшнем уровне развития технологических процессов потребует колоссальных затрат – речь идёт о 1,5-2 трлн. рублей в ближайшие годы. Однако ни российские нефтегазовые гиганты (отчитывающиеся о рекордных прибылях и захлёбывающиеся от притока нефтедолларов), ни государство (у которого в валютных резервах (Резервный Фонд и ФНБ) и на счетах в коммерческих банках без дела лежит свыше 6,6 трлн. рублей), насколько можно судить, пока этим вопросом всерьёз заниматься не хотят.

Однако в России большинство нефтегазовых компаний даже в период крайне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и стабильного роста цен на нефть предпочитали не вкладывать средства в модернизацию производства и техническое перевооружение мощностей. В результате чего в стране наблюдается крайне высокая степени морального и физического износа основных фондов на НПЗ – по официальным данным Росстата он достигает 55%, тогда как по экспертным оценкам уже давно превысил отметку в 70-75%, вплотную приблизившись к критическому порогу.

Стоит сказать, что в настоящий момент в России работает 27 крупных НПЗ (мощностью от 3 до 19 млн. тонн.) и порядка 200 мини-НПЗ. Установленная мощность всех НПЗ составляет порядка 270-275 млн. тонн. Притом что на долю заводов, введённых в эксплуатацию более 60 лет назад, приходится свыше 52,6% всех НПЗ, 22,3 – введены в эксплуатацию 50-60 лет назад, 22,3% - 30-50 лет назад, а 2,8% - менее 30 лет назад. Кроме того, на российских НПЗ около половины всех печных агрегатов имеют КПД 50 – 60% при среднем показателе на зарубежных заводах – 90%. Наряду с этим значение пресловутого индекса Нельсона для основной массы российских НПЗ заметно ниже среднего значения этого показателя в среднем по миру - 4,4 против 6,8. Максимальный индекс российских НПЗ составляет менее 8, а минимальный опускается до 2, что обусловливается невысокой глубиной переработки нефти, недостаточным уровнем качества нефтепродуктов и технически устаревшим оборудованием.

Помимо этого, следует учитывать крайне неудачное географическое расположение крупных российских НПЗ и нефтебаз на территории России – в большинстве случаев они находятся на большом удалении от конечных потребителей ГСМ, что автоматически увеличивает транспортные издержки и сказывается на цене топлива. Также на удорожание топлива влияют рост автопарка, активизировавшиеся закрытия крупных НПЗ на капитальный ремонт и реконструкцию, бездействие ФАС, повышение налогового бремени на нефтяных гигантов вслед за ростом цен на энергоносители на мировом рынке и т.д.

Половина цены на топливо – в карман государству и в «гробовую заначку»

Однако основной причиной, обеспечивающей с одной стороны стремительное удорожание нефтепродуктов, а с другой стороны столь высокие цены на топливо, является само государство. А точнее сказать проводимая им налоговая политика. По оценкам РАН и независимых экспертов, в структуре розничной цены на бензин на АЗС в России как минимум 52-55% приходится на разного рода платежи в бюджетную систему. Приблизительно 15,2% приходится на НДС, 15,5-16% - на акцизы, 15-17% - на НДПИ, 6,5% - прочие налоги (на прибыль организаций, фонд оплаты труда, имущество и т.д.).

Рис.1. Структура розничной цены на бензин и дизельное топливо в США по состоянию на середину июля 2013г.

Источник: Минэнерго, Минфин, ФТС, РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

На долю нефтяных компаний, НПЗ, нефтетрейдеров, грузовых компаний и АЗС приходится не более 45% той цены, которую уплачивают граждане России и производственные предприятия на АЗС и нефтебазах. Так, 6,2% оседает в карманах АЗС в виде торговых прибылей и маржи, 10% приходится на прибыль нефтяных компаний, 16,5% - расходы на транспортировку и маркетинг, 1,3-1,5% - расходы на переработку, тогда как на себестоимость добычи нефти приходится не более 6,5-7% от розничной цены на автомобильный бензин. Аналогичная ситуация наблюдается в розничной торговле дизельным топливом – в структуре розничной цены на солярку как минимум 50-52% также приходится на платежи в пользу бюджетной системы.

Рис. 2 Структура розничной цены на бензин и дизельное топливо в США по состоянию на середину июля 2013г.

Источник: U.S. Energy Information Administration

Уже сегодня государство при наличии желания и политической воли могло бы, как минимум, в два раза снизить цены на автомобильный бензин, дизельное топливо и прочие СГМ. Если бы российские чиновники ставили национальные интересы и интересы отечественной несырьевой промышленности и населения выше внутриведомственных амбиций Минфина отчитаться и политики накопления резервных фондов, то сегодня цены на бензин внутри России на АЗС не превышали бы 15-16 рублей за литр вместо 30-32 рублей, которые мы имеем по факту. Даже в ситуации, когда у Минфина без дела в «нефтегазовой кубышке» (т.е. в Резервном Фонде и ФНБ – 5,6 трлн. рублей в совокупности) и на депозитах в коммерческих банках (1 трлн. рублей) лежит порядка 6,6 трлн. рублей, Правительство продолжает судорожно и целенаправленно обескровливать отечественную экономику, изымая якобы «избыточную» денежную массу и «незаработанные» нефтедоллары, прикрываясь рассуждениями о необходимости выравнивания внутренних и внешних цен на энергоносители с целью стимулирования модернизации и инноваций.

Если под энергоэффективностью и ресурсосберегающими технологиями понимать загнивание отечественной обрабатывающей промышленности, упадок несырьевых производств и структурно-технологическую деградацию, то Правительстве блестяще справляется с поставленными задачами, превращая Россию в сырьевую колонию, финансовый резервуар и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.

Весьма показательно, что подобного рода фискальный фетишизм и неудержимое рвение Минфина любой ценой и во чтобы то ни стало наполнить бюджет наблюдаются в России далеко не первый год. В то время как в экономически развитых странах с диверсифицированной структурой экономики, развитым научно-техническим и инновационным потенциалом, а также мощным и конкурентоспособным экспортом высокотехнологичной наукоёмкой продукции, извлекающих инновационную, а не архаичную природно-сырьевую ренту, таких перегибов не допускают. Так, согласно оценкам Агентства энергетической информации США, в структуре розничной цены на бензин на АЗС свыше 66% приходится на стоимость нефти, 12% - на переработку нефти, 11% - на транспортировку и маркетинг и лишь 11% - на платежи в пользу бюджета.

Другими словами, правительство США всеми силами старается снизить бремя на американский нефтеперерабатывающий комплекс с тем, чтобы снизить цены на ГСМ, сократить расходы домашних хозяйства, не допустить раскрутки маховика инфляции и сдержать рост издержек в промышленном секторе и энергетике. В России же ситуация строго противоположная. Насколько можно судить, Минфин России в принципе не интересует кризисная ситуация в российской экономике, цепное удорожание товаров и услуг первой необходимости в силу скачкообразного роста цен на ГСМ и, как следствие, снижение уровня жизни подавляющей части россиян и хроническая неконкурентоспособность отечественной обрабатывающей промышленности, которая семимильными шагами скатывается в кризисное состояние. И удорожание нефтепродуктов, провоцирующее рост цен на товары и услуги первой необходимости, на долю которых приходится 50-80% расходов 70% россиян, лишь усиливает кризисные тенденции в экономике и ускоряет соскальзывание в системный кризис.
---
Источник

« Последнее редактирование: 21 Ноября 2014, 10:19:03 от vstep »

Оффлайн vstep

  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1602
  • Пол: Мужской
    • Сайт села Карпово МО
Пишут, что зафиксирован рекордный рост оптовых цен на бензин. Власть привычно уверила, что на розничные цены это не окажет никакого влияния, эксперты принялись сочинять объяснения, почему так случилось. В принципе, для России действует три сценария, каждый из которых плавно перетекает в другой:

Если цена на нефть растет, то логично, что растут цены на бензин - ведь его делают из нефти. Если цена на нефть падает, то еще более логично, что производитель стремится компенсировать выпадение доходов на внешнем рынке повышением цен на внутреннем. Наконец, третий вариант, если рынок нефти стабилен - тогда, извините, в стране инфляция. Хотите-не хотите, но корректировать приходится.

Итог всех сценариев один, а объяснения - ну, чтобы что-то сказать. Нельзя же так взять и повысить цену. Нужно работать с клиентом, ориентировать его в сложном мире бизнеса, относиться участливо к его нуждам и потребностям. Но деньги - вперед.
---
Источник