Да, были такие! И были они уникальные для своего времени во всех отношениях! Это (к большому сожалению) совершенно незаслуженно забытый пласт русской музыкальной и инженерной культуры прошлого века. Эх, были же люди!
---
От артиллерийских систем до первого в мире студийного синтезатораСегодня мы хотим рассказать об уникальном аналоговом синтезаторе АНС и его изобретателе Евгении Мурзине. В связи с революционными принципами созданного Мурзиным устройства, предвосхитившего появление музыкальных редакторов и всех студийных синтезаторов, а также неоцененностью вклада советских инженеров в разработку синтезаторов я решил посвятить его создателю отдельную статью.
70 лет, которые просуществовал СССР — сложный и противоречивый период, который, между тем, богат удивительными историями изобретений и открытий. В акустике и музыке таких изобретений было не меньше, чем в тяжелой промышленности и военпроме, хотя известны последние значительно меньше. Так или иначе, я глубоко убежден, что неоднозначное отношение к советскому периоду в истории нашей страны не должно умалять значение изобретений советских инженеров.
В этом материале история талантливого военного инженера, который вопреки огромному количеству обстоятельств, создал первый в мире студийный музыкальный синтезатор. Этот пост о человеке, который ради своего любимого изобретения отказался от генеральских погон и связанных с ними благ. В каком-то смысле это сжатое жизнеописание посвящено исчезающему типу людей, которые в суровой советской реальности умудрялись создавать уникальную аппаратуру, открывать новые горизонты, были способны обходить бюрократические, идеологические и иные препятствия.
Сегодня любая статья об истории синтезаторов не обходится без упоминания таких имён как Роберт Муг, Рэй Курцвейл, Милтон Байрон Бэббитт, при этом Евгений Мурзин не редко остается забытым или упоминается лишь вскользь. Именно поэтому вторую статью цикла об истории синтезаторов мы посвящаем этому человеку.
Начало пути «самарского самородка»
Евгений Мурзин родился в 1914-м году в Самаре. После окончания средней школы амбициозный сын ткачихи поступает в Самарский строительный техникум, который с отличием заканчивает в 1933 году. Уже в этом молодом возрасте Мурзин становится меломаном и проявляет большой интерес к классической музыке. Пытливый ум отличника Самарского техникума требует большего, чем среднее специальное образование и в 1933 Мурзин поступает в Московский институт инженеров коммунального строительства. Закончив обучение с красным дипломом в 1938-м, Мурзин продолжает обучение в аспирантуре института.
По свидетельствам дочери Мурзина, уже в конце 30-х годов у изобретателя появляется идея создания синтезатора. В 1936-м году меломан Мурзин знакомится с произведениями Александра Николаевича Скрябина, а уже в 1938-м году появляется проект синтезатора, названого АНС, в честь великого композитора. Закончив аспирантуру в 1941-м, Мурзин со своим проектом обращается в Московскую консерваторию. Идея молодого изобретателя впечатляет руководство консерватории, но в связи с её ресурсоёмкостью создание прототипа синтезатора не получает поддержки.
В отличие от многих изобретателей, Мурзин, в силу пролетарского происхождения, и, вероятно, молодости, избежал попадания в мясорубку репрессий. В отличие от, например, Термена, изобретателю не пришлось отведать лагерной баланды и трудиться в стесненных условиях советских шарашек. Ещё одной интересной особенностью является то, что сам Мурзин на момент создания проекта синтезатора не был радиоинженером, не имел ни звукотехнического, ни музыкального образования.
Военный гений с мечтами о перспективах электронной музыки
Возможно, энергичный инженер смог бы добиться одобрения своей разработки ещё в 1941-м, но началась Великая отечественная война, которая надолго задержала реализацию революционной идеи Евгения Мурзина.
На фронте инженер был с 1941-го года, служил в артиллерии. Как человек одарённый и разносторонний, инженер применил инженерные знания для разработки проекта электромеханической системы управления артиллерийским огнем, после чего отослал проект изобретения командованию. Оценив инновацию Мурзина, командование отзывает талантливого инженера с фронта и привлекает к разработке военной техники в НИИ-5 в должности старшего техника-лейтенанта.
По словам друга Мурзина, композитора Эдуарда Артемьева, изобретатель рассказывал, что во время войны ему доводилось анализировать особенности ведения воздушного боя и приёмы немецких лётчиков. В результате этого исследования он смог разработать эффективные тактические контрмеры для зенитных батарей и советских авиаторов, учитывавшие шаблонное, типичное маневрирование немецких самолётов при проведении атак.
За время войны инженер разработал несколько модификаций приборов управления зенитным огнём, руководил их испытаниями и запуском в серийное производство. В 1945 году в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана Мурзин защищает кандидатскую диссертацию по специальности военное приборостроение.
Практически все послевоенные годы инженер активно занимается разработкой аппаратуры звукометрической разведки наземной артиллерии, приборных методов наведения истребителей-перехватчиков на бомбардировщики противника. За что, по ряду сведений, в 1951-м году удостаивается закрытой сталинской премии. На протяжении тяжелых 40-х годов Евгений находил время для усовершенствования проекта своего синтезатора. На создание прототипа времени естественно не оставалось.
Революционный синтезатор, спаянный в коммуналке
Разрабатывая артиллерийские системы, Мурзин становится достаточно влиятельной фигурой, что позволяет ему находить ресурсы необходимые для разработки синтезатора. Существует мнение, что первый прототип АНС разрабатывался в самом НИИ-5, однако рассказы родственников и друзей инженера опровергают такие предположения. По словам всех, кто был знаком с инженером, прототип синтезатора АНС собирался в комнате коммунальной квартире, в которой проживал Евгений Мурзин. Ему активно помогали паять жена и дочь, а также гости, беседы с которыми не редко проходили в канифольной дымке.
Коллеги изобретателя по военному НИИ иронично называли АНС балалайкой, но понимая увлеченность товарища странным для того времени хобби, помогали доставать дефицитные радиоэлементы. Высокая по советским меркам зарплата Мурзина (который в 50-х дослужился до звания полковника) значительно облегчала работу над прототипом инструмента. Понимая ценность военных разработок Мурзина, руководство НИИ закрывало глаза на не совсем обычное для военного инженера увлечение, которое он сам считал делом своей жизни.
Создавая рабочий прототип изобретения, Мурзин использовал собственные средства, а также помощь друзей, которые материально поддерживали изобретателя в тех случаях, когда на приобретение необходимых материалов, деталей и элементов не хватало его собственных средств.
Короткий триумф и реванш советской действительности
К 1958-му году Евгению Мурзину удалось закончить первый прототип АНС. Даже первый кустарный образец синтезатора обладал невиданными для того времени характеристиками:
576 чистых тонов, перекрывающих диапазон 42-10800гц., 8 октав
72-х ступенная темперация
4 оптических диска, каждый диск — 144 дорожки (2 октавы)
диаметры 120-30мм, ширина 0,31мм
скорости вращения: 12, 3, 3/4, 3/16 об/сек
2 магнитофона авторской конструкции для записи воспроизводимого звука
мощный усилитель, в оконечнике которого использовано
более 70 ламп (семидесяти Карл!!! - прим. моё)
Кроме того синтезатор представлял собой первый в мире многоголосный инструмент такого типа и реализовывал не имеющий аналогов в мире фотооптический принцип воспроизведения. Подробно о принципах действия синтезатора АНС мы писали в этой статье.
Готовый прототип поразил композиторов и ответственных товарищей из министерства культуры СССР. В качестве демонстрации технического превосходства Страны Советов, второй прототип устройства с улучшенными характеристиками, созданный уже при активной поддержке комитета совмина СССР по радиоэлектронике, отправился на технические выставки Лондон и Париж в 1961 году.
Композиторы мгновенно почувствовали революционность подхода к созданию музыки, синтезатор позволял полностью исключить исполнителя из процесса её создания, и рисовать звуковые полотна на пластинах синтезатора так, как это необходимо автору. Многие видные композиторы того времени стали соратниками Мурзина в деле совершенствования его изобретения, например Эдуард Артемьев, Николай Никольский, Петр Мещанинов, Станислав Крейчи.
Артемьев описывал эти события так:
«После консерватории мне довелось познакомиться с Евгением Мурзиным и его синтезатором АНС. Ошеломляющее впечатление. Мир, которого я раньше не слышал… Я понял самоценность звука, его способность вмещать в себя макромир и микромир».
Пользуясь поддержкой, после появления промышленного образца АНС, под руководством Мурзина создается «центральная студия электронной музыки».
Известен документ, составленный в Союзе композиторов, по поводу синтезатора и инициативы Мурзина на имя Министра культуры СССР Фурцевой, вот его текст:
Многоуважаемая Екатерина Алексеевна!
Государственный комитет Совета Министров СССР по радиоэлектронике закончил в 1961 г. разработку промышленного образца электронного музыкального инструмента — АНС. (ѕ) АНС в руках композитора является средством производства музыки. (ѕ) Для обобщения опыта использования АНСов при Министерстве культуры СССР должна быть создана центральная студия электронной музыки
Первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников
Первый секретарь Союза композиторов РСФСР Д. Шостакович
Интересно, что, именно на момент создания лаборатории, в 1967-м году, Мурзин, в качестве главного инженера и автора основных принципов управления активными средствами ПВО, успешно завершает масштабный проект, который сулит ему при продолжении военной карьеры (новую должность и звание генерала). Несмотря на радужные перспективы карьерного роста, Мурзин уходит в запас и выбирает свой АНС.
кадр из фильма А. Тарковского «Зеркало»
Особое место музыка, созданная на АНС, занимает в советском кино. С синтезатором работают уже названные композиторы: Артемьев, Никольский, Мещанинов, Крейчи, к ним присоединяются Губайдулина, Немтин, Шнитке и мн. др.
В советском кино есть множество фильмов, известных эпизодов и фрагментов, где музыка или звуковые эффекты созданы при помощи АНС, например:
«Бриллиантовая рука» — загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым), а потом хватает его за нос.
Когда в «Солярисе» давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение — океан тревожится, нервы взвинчены.
Когда в «Приходите завтра» ошалевшая от Москвы Фрося Бурлакова падает в обморок у трех вокзалов.
Когда в «Освобождении» травится Гитлер.
Саундреки к «Сибириаде» и «Зеркалу» почти полностью создан на АНС
(Этот список можно продолжать долго)
В 1990-м году был издан сборник произведений композиторов Альфреда Шнитке, Эдисона Денисов, Софьи Губайдулиной, Эдуарда Артемьева и Олега Булошкина, созданных в 1971-м году на АНС.
Интересен ещё один удивительный факт, связанный с изобретателем. Студию Мурзина планировали разместить в доме-музее Скрябина, но помещения, где планировали это сделать занимали 10 комнат коммунальной квартиры. Усилиями Евгения Мурзина, подключившего свои военные и партийные связи, семьи, жившие там, были расселены по 10 отдельным квартирам, что казалось почти не возможным для 1967-го года.
В 1970-м году, после продолжительной болезни, создатель первого в мире студийного синтезатора и первого музыкального редактора — АНС, Евгений Мурзин умер. Студию возглавил его заместитель Малков. В последующие годы студия, поначалу лишь формально относившаяся к фирме грамзаписи «Мелодия», постепенно перешла под полный контроль этой организации. По утверждению композиторов, работавших там, потеря самостоятельности крайне негативно отразилось на творческой атмосфере.
Артемьев рассказывает об этом так: После смерти Мурзина студию возглавил его заместитель Малков — он обладал замечательными организаторскими способностями, но не умел ладить с людьми и не был гибок. Студия утратила свою самостоятельность, ее сделали частью фирмы «Мелодия», и постепенно она потеряла все. Закономерно, что при отсутствии инициативы АНС так и не был запущен в серию.
Сегодня существует несколько компьютерных эмуляторов АНС, например virtual ANS:
Евгений Александрович Мурзин был похоронен на Введенском кладбище, на могиле находится скромный гранитный обелиск. Несмотря на значительный вклад в развитие революционных технических подходов, идеи свободы творчества и создание синтезаторов, имя Евгения Мурзина редко вспоминают на родине и практически не знают за рубежом.
---
Источник
Сага о поливоксе: полёт советского Феникса из 80-х к «светлому» будущему в DOOMЭтот пост выходит в качестве дополнения к циклу «Тернистый путь развития синтезаторов». Резонансные комментарии читателей к предыдущим материалам серии, навели на мысль о создании этой статьи. Затрагивая синтезаторы 80-х, мы не справедливо обошли стороной советский инструмент «Поливокс», который сыграл заметную роль в современной культуре. Инструмент, выпускавшийся в СССР 1990-го года, через 15 лет после прекращения производства становится культовым, а в минувшем году было заявлено о начале производства новой версии синтезатора.
Поливокс, созданный инженером Владимиром Кузьминым, нельзя назвать мировым прорывом или инновацией для 1982 года, когда он был запущен в серию. Конечно, если брать в расчет уникальное, агрессивное звучание инструмента. Однако именно это устройство в силу обстоятельств является самым известным и заметным в современной музыке, продуктом советской электромузыкальной индустрии. Именно этот не слишком замысловатый, монофонический синтезатор стал источником возможностей не только для своих современников, но для многих именитых современных музыкантов, в частности для таких групп как Franz Ferdinand, Rammstein, Goldfrapp, а также создателя саундтрека к новому DOOM, Мика Гордона.
Муки рождения легенды
Поливокс был разработан советским инженером Владимиром Кузьминым, в то время, когда эра аналоговых инструментов этого типа подходила к концу. Уже изобретён FM-синтез и совсем скоро свет увидит первый цифровой сэмплер. При этом, в технически отстающем союзе, действительно массово производятся лишь существенно уступающие западным устройствам аналоговые синтезаторы, которые по своим возможностям, как правило, уступают большинству западных образцов.
Кузьмин, к началу работы над синтезатором «Поливокс», уже имеет опыт разработки электромузыкальных инструментов, и в качестве эталона, по его собственному признанию, выделяет инструменты Moog, качественные, компактные и не дорогие.
В 1980-м над инструментом начинает работать группа из четырёх человек: ведущего инженера – Владимира Кузьмина, его жены, дизайнера — Олимпиады Кузьминой, ведущего конструктора — Юрия Феофила и Игоря Федосеева. Как признаёт сам создатель инструмента, он не пытался воплотить в разработке что-то принципиально новое, лишь хотел создать инструмент, не уступающий существовавшим тогда аналогам. Итогом сплоченной работы команды Кузьмина становится появление монофонического, двухгенераторного, четырёхоктавного синтезатора, который окажется самым «живучим» и известным советским инструментом такого типа.
В процессе разработки возникали многочисленные сложности, связанные с технологическими недостатками производства предприятия «Вектор» и Качканарского радиозавода «Форманта», а также в утверждении многочисленными инстанциями огромной кучи проектных документов. В рассказе автора о создании устройства есть множество упоминаний об этом, приведенные ниже фрагменты статьи красноречиво повествуют об этих сложностях:
«…, например, вся электроника синтезаторов располагалась обычно на одной общей печатной плате большого размера, какие на нашем предприятии изготовить было нельзя»
«В то время планового хозяйства новое изделие появлялось с очень большими трудностями, можно сказать, в муках. Сначала нужно было добиться, чтобы оно попало в министерские планы НИОКР. Одно это предусматривало согласование во многих инстанциях, в том числе в министерстве торговли – а вдруг изделие никому не нужно и его торговля брать не будет? Потом нужно было открыть тему, провести исследования, создать эскизную и рабочую документацию, сделать и испытать опытные образцы, утвердить документацию в куче инстанций (головной институт, профильное министерство, НИИ технической эстетики, министерство бытового обслуживания, министерство торговли, министерство связи и еще куча всяких инстанций), после этого получить разрешение на опытную серию, опять ее испытать, сделать доработку документации по результатам испытаний и, наконец, получить разрешение на серийное производство.»Существенный вклад в появление поливокса сделал инженер, радиолюбитель, а по совместительству звукооператор ансамбля «Поющие гитары», Юрий Запалов. Который, после знакомства с Кузьминым, благодаря усилиям последнего, заключил трудовое соглашение с НПО «Вектор» и стал разрабатывать схемотехнику нового устройства.
Для советской разработки периода застоя «Поливокс» был разработан в кротчайшие сроки. От появления прототипа до серийного выпуска устройства прошло всего два года. При этом можно уверенно говорить о том, что «Поливокс» стал лучшим советским синтезатором этого периода. По утверждениям создателя устройства с 1982 по 1990, когда синтезатор был снят с производства, радиозаводом «Форманта» было выпущено около 29 000 инструментов.
Оригинальный фильтр как источник агрессии
Среди достоинств поливокса современные музыканты выделяют агрессивное звучание инструмента. Это звучание получается в результате генерирования искажений при работе фильтра. Искажения, в свою очередь, вносятся операционным усилителем, и считались недостатком, побочным эффектом до того, как именитые музыканты не сочли эту особенность уникальным преимуществом. Схема и конструкция фильтра поливокса, в принципе, заслуживает отдельного упоминания. Саму проблему выбора компонентов автор описывает следующим образом:
«И в зарубежных синтезаторах такие фильтры уже применялись. Вот только спроектированы они были на одном особом операционном усилителе, легендарном CA3080 – источнике тока, управляемом напряжением. У нас, к сожалению, его аналогов не выпускалось, был только один операционный усилитель К140УД12, током потребления которого можно было управлять по напряжению.»
Оригинальное схемотехническое решение этого модуля синтезатора не предполагало применения конденсаторов, что было почти не возможным, с учетом используемых разработчиком компонентов. Решение проблемы нашлось неожиданно, при более глубоком изучении операционного усилителя. Выяснилось, что частота среза АЧХ операционного усилителя без обратной связи меняется пропорционально току управления. При этом:
«… в фильтре переменных состояния именно такое включение микросхем, с разомкнутой обратной связью, то есть это готовый интегратор, да еще с токовым управлением.»
Получалось, что для упрощённой схемы «с получением 2-х, а не 3-х форм (АЧХ, ФНЧ и ПФ) требовалось две микросхемы, два конденсатора и несколько резисторов, а при использовании УД12, конденсаторы вообще не нужны.
Именно этот фильтр и особенности операционного усилителя стали причиной искажений и жесткого, как в последствии выяснится, фирменного звука, особенно в низкочастотном диапазоне. Именно за этот звук поливокса так полюбился рок-музыкантам и экспериментаторам, именно благодаря ему синтезатор внезапно стал популярным через 10 лет после того, как его сняли с производства.
В последствии одной из западных компаний был создан клон легендарного фильтра, который выпускается под оригинальным названием «Поливокс». Устройство продается с пометкой производителя о том, что это «officially authorized» классический советский аналоговый фильтр, на основе операционного усилителя КР140УД8, спроектированный в сотрудничестве с Кузьминым.
Советский Limited Edition
Известно, что после начала серийного производства поливоксов, в 1982-м году на Качканарском радиозаводе «Форманта», произошел курьёз. Одна из сотрудниц цеха покраски по ошибке нанесла на ручки регуляторов нескольких десятков синтезаторов краску с флюоресцирующей добавкой.
Перекрашивать не стали, и интересный бонус достался некоторому количеству первых владельцев. Сколько именно синтезаторов прошло такую обработку неизвестно, но по утверждениям Кузьмина их было несколько десятков.
Феномен «Поливокса»: реинкарнация — всё новое, хорошо забытое…
Очень многие западные и отечественные музыканты заново открыли для себя поливокс. Интерес к синтезатору возник тогда, когда его оценили музыканты Rammstein и Franz Ferdinand. Вокалист шотландского коллектива в интервью русскому Rolling Stone заявил буквально следующее:
«О да, это обалденная штука! На пластинке «Tonight» мы немного увлеклись диско, и нам просто необходимо было подобрать адекватный звук клавишных. «Поливокс» куда интереснее «муга», «хэммонда» и прочих синтезаторов — мы буквально дрались за право взять на нем пару нот.»(Орфография RS сохранена)
Клавишник Rammstein Кристиан Лоренц (Christian «Flake» Lorenz) также в восторге от советского синтезатора и не редко экспериментирует с винтажным инструментом.
Кроме того, он даже принял участие в рекламной фотосессии для нового поливокса.
Неожиданный всплеск популярности поливокса отмечался в прошлом году, когда синтезатор особо отметил создатель саундтрека в игре DOOM, Мик Гордон. В своём видеоподкасте «Doom behind the music» о создании саундтрека к игре, Гордон не единожды раз вспоминает легендарный инструмент и демонстрирует его возможности.
Интересно, что на протяжении всех 2000-х различные производители и просто энтузиасты, регулярно копируют фильтр, а также другие модули поливокса. Было создано не мало цифровых эмуляторов устройства, однако многие считают, что такие эмуляции не слишком достоверно передают звук инструмента.
Интерес породил коммерческую инициативу, и вот, новый поливокс спроектирован и продается. Устройство версии 2.0 лишилось клавиатуры, стало значительно легче (3 кг, вместо 20-ти у предка), а главное приобрело возможность интегрироваться через ряд современных интерфейсов.
Более того производители использовали 85 % советских или идентичных им компонентов, для сохранения аутентичности устройства.
Не менее интересным является то, что для англоязычных пользователей специально переведены термины, которыми обозначены ручки регуляторов и тумблеры.
Дизайнеры нового устройства постарались сохранить стилистику Олимпиады Кузьминой.
На протяжении нескольких лет на форумах кипят споры о достоинствах и недостатках поливокса. Точку в подобных спорах ставят опубликованные Кузьминым письма:
«My dear Vladimir,
I have known about it for many years and had only seen pictures, The agency who brought me to Russia this last time located a man who had Polivoks and he very kindly brought to the concert for me… It sounds so unusual because of the crystal technology… Any instrument that makes it’s “own sounds” is special.
Thank you Sir,
* Your Rick Wakeman»
«Hello, Vladimir!
I have heard your Polivoks, but I have never seen one. I’m happy to hear that your instrument is popular again…
Congatulations!
* Bob Moog»
*Если кто из молодых читателей не знает кто такие Рик Уейкмэн и Роберт Муг - то "гугель им в помощь"
- прим. моё
Итог
Безусловно, кроме пресловутого фильтра и дизайна, в поливоксе не было ничего принципиально нового. Поливокс не революция и даже не маленький бунт. При этом следует отдать должное устройству и его создателю — этот инструмент оставил значимый след в истории современной музыки, как средство для создания широкой палитры уникальных звуков, глубокой проработки атмосферных эффектов, качественных и интересных аранжировок. Синтезатор прожил несколько жизней, первую в советских ВИА, вторую в студиях одиозных музыкальных экспериментаторов и создателей мрачных динамичных саундтреков, третью он начинает сейчас, какой она будет – покажет время.
---
Источник