***
СЕЛО КАРПОВО
Записи из архивных документов
(по материалам издания: "Село Карпово, Храм Архангела Михаила
Воскресенского Благочиния московской Епархии" г. Воскресенск, 2008 г., стр. 1-31)
«Коломенского уезда, церковь деревянная, престолов 1: Архистр. Михаила; дворов 137, душ мужского пола 458, женского 508, раскольничих душ мужского пола 17, женского 36».
Книга именная с перечневой ведомостью мужского пола душ Московской губернии и провинции г. Коломны и уезда и придаточной от Переяславской правинции Рязанской губернии. Похренского стана 1726 г.
Село Карпово, в том селе церковь во имя Архангела Михаила, при той церкви действительно служащие поп Александр Логинов 52, дьякон Михаил Александров 20, дьячок Иван Александров 12, пономарь Андрей Иванов 25, у попа Иван 7 лет.
РГАДА ф. 350оп.2д. 2610.л.о6.
Церковь во имя святого Архистратига Михаила в селе Карпове, престол 1, деревянная. Построена когда неизвестно, тверда. Священник Александр Федорович Розанов. Диакон Иван Тихонов Сергиевский. Пономарь Иван Васильев.
1845 г. ЦИАМ ф. 203. оп. 744 д. 3141. л. 373
Приказы:
В с. Карпово, Коломенского уезда, на священническое место переведен Серпуховского уезда , с. Кулакова, священник Тимофей Соболев.
«Московские патриархальные ведомости» № 35 от 27 августа 1877 года, с. 320.
1 декабря Серпуховского уезда погоста Речмы, диакон Косма Сиверцев рукоположен во священника в с. Карпово Коломенского уезда.
«Московские патриархальные ведомости» № 50 от И декабря 1877 года, 457
Список лиц духовного звания Московской Епархии, которым назначено единовременное пособие из специального сбора. Вдовам диаконов Коломенского уезда с. Карпово Евдокии Макеевой 50 р. «Московские церковные ведомости» Официальный отдел №5 от 10 февраля 1885 года, с. 10.
В 1884 году на месте той старой деревянной церкви по проекту архитектора Николая Петровича Маркова был сооружен храм, дошедший до сего времени в своем первоначальном виде. Первым священником храма стал родной брат архитектора - отец Василий Марков. Дата его назначения неизвестна, но известна дата увольнения.
«Московские церковные ведомости» Официальный отдел №14, 1909 год, с. 270.
УВОЛЕНЫ ЗА ШТАТ:
Священник церкви с. Карпова, Коломенского уезда Василий Марков, согласно прошению, 20 октября.
«Московские церковные ведомости» Официальный отдел № 44, 1909 год, с. 270.
И сведения о награждении:
Список награжденных священников во внимание ко усердию и трудам на поприще духовно-просвятительскои и пастырской деятельности по Коломенскому уезду НАБЕДРЕННИКОМ с. Карпова Михаил Успенский.
«Московские церковные ведомости» Официальный отдел № 18-19, 1916 год, с160-168.
Заштатный священник Михаило-Архангельской церкви с. Карпова Василий Марков за ревностное служение церкви Божией и за заботы по постройке вместо сгоревшего деревянного - каменного храма награждается камилавкою - 15 июня.
«Московские церковные ведомости » Официальный отдел № 25-26, 1916 год, с. 229-230.
Из этого же источника известно, что на место священника Василия Маркова сразу же был назначен другой священник.
ОПРЕДЕЛЕНЫ:
На вакансию священника к церкви с. Карпова, Коломенского уезда, учитель церковно- приходской школы при той же церкви Михаил Успенский, 20 октября.
Известны имена еще некоторых служителей храма раннего периода:
УТВЕРЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СТАРОСТ Михайло-Архангнльской, с. Карпова, церкви, Коломенского уезда, крестьянин Гавриил Филиппов Меркулов, на 2-е трехлетие.
«Московские церковные ведомости» №32, 1895 год, с. 76.
УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫХ СТАРОСТ Михайло-Архангельской с.Карпова, Коломенского уезда - крестьянин сего села Яков Иванов Мохов, на 1-е трехлетие.
«Московские церковные ведомости» Официальный отдел № 39, 1898 год, с. 82.
УМЕРЛИ Псаломщик Михайло-Архангельской церкви, с. Карпова церкви, Коломенского уезда Никанор Самолучшев - 2 июля.
«Московские церковные ведомости» Официальный отдел № 39, 1898 год, с. 83-84.
УТВЕРЖДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТИ ЦЕРКОВНЫХ СТАРОСТ Михайло-Архангельской, с. Карпова, Коломенского уезда - крестьянин Иван Феоктистов Климов.
«Московские церковные ведомости » Официальный отдел №13, 1902 год, с. 26.
Текст на металлической закладной доске, находящейся в притворе храма:
+ Щёлкните на изображении, чтобы увеличить +
Сооружен сей Святый Храм во Имя Архистратига Михаила в благополучное царствование Всепресвятлейшего, Державнейшаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, с благославления ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО МАКАРИЯ, митрополита Московского и Коломенского в 1884 году Июля 8 го и освящён в 1891 году в 15 й день Декабря на пожертвования нижеследующих благодетелей:
Михаила Егоровича Беляева, Евгении Андреевны Лукиной, Фрола Яковлевича Ермакова, Марии Григорьевны Михайловой, Акилины Сергеевны Клеевой, Акиндина Григорьевича Типаева, Фёдора Никитича Самойлова, Ивана Алексеевича Алексеева, Акилины Павловны Павловой, Елизаветы Михайловны Семёновой, Антона Петровича Катца и других жертвователей.
Сооружением заведывало избранное попечительство из нижеследующих лиц:
Священник Василий Петрович Марков
Архитектор Николай Петрович Марков
Ктиторы: Алексей Герасимович Карцев, Феодул Титович Титов, Федор Васильевич Меркулов
Попечители: Иван Феоктистович Климов, Василий Матвеевич Матвеев
Церковный сборщик: Трофим Селуянов
В списке жертвователей первым (а стало быть, внесшим наиболее значительный вклад) стоит Михаил Беляев. Возможно, поэтому храм назван в честь имени его небесного покровителя - Архистратига Михаила.
АРХИТЕКТУРА. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД ХРАМА
Храм являет собой скромный образец сельской культовой постройки конца XIX века - бесстолпный, одноглавый с равновеликой трапезной и шатровой колокольней в два яруса. Храм Архангела Михаила находится на расстоянии немногим более километра от дороги, ведущей на Рязанское шоссе, в самом конце села. Чтобы до него добраться, надо пройти через всё село, мимо пруда, мимо бывшего русла Похрянки. Храм белоснежный, с позолоченными куполами, небольшой, но очень симпатичный, уютный, если можно так сказать, уже более ста лет украшает собой скромный сельский пейзаж. Перед входом в храм имеются две иконы - Казанская икона Божией Матери и икона Архангела Михаила. Стараниями Воскресенского художника Валерия Даниловича Дегтярёва в 2001 году иконы поновились. Но выполнить дел в храме предстоит еще достаточно много. Нужно по новить иконы, росписи на стенах и потолке, заменить окна, деревянные полы - произвести полный капитальный ремонт. Требует замены всё устаревшее убранство храма.
В храме стало уже традицией на праздник Успения Пресвятой Богородицы плести нарядную дорожку из зелёной травы и цветов. Дорожка выходит из церкви на улицу, а далее, вокруг храма, где проходит крестный ход, всюду кладутся цветы.
Церковь в селе Карпово никогда не закрывалась. В прошлые годы народ приезжал в село Карпово издалека, но с повсеместным открытием церквей, прихожан стало намного меньше. Последние шестнадцать лет настоятелем храма служит протоиерей Леонид Коломин. Раньше он был врачом -лечил людей телесно, а став на путь священнослужительства, стал духовным врачом. Много трудностей пришлось преодолеть молодому священнику, пока восстановился приход - люди полюбили батюшку и стали приезжать в Михайловский храм. Весь церковный скромный доход отец Леонид начал собирать на обновление, ремонт церкви. Появились и спонсоры, один из них - известный московский кинорежиссер, дал средства на замену крыши. С Божьей помощью и материальной помощью прихожан, была произведена внешняя реставрация храма. Крыша засверкала сусальным золотом, обновились кресты, колокол, а старые стены снова стали белоснежными, как подвенечное платье невесты. Вдоль церковных стен появились дорожки, выложенные красной плиткой, а у входа в храм - красивая небольшая площадь, для автомашин устроена автостоянка. Единственное неудобство для прихожан - это требующая давно ремонта дорога, ведущая от шоссе до храма.
В церковной ограде находятся захоронения. Среди них могила священника Алексея Зернова, могила протоиерея Александра Коробейникова, известного в Воскресенском районе и далеко за его пределами духовника, пастыря, имевшего много церковных наград. Батюшка писал стихи, церковную музыку. За время пастырского служения отец Александр дважды был настоятелем храма Архангела Михаила, последние годы проживал в селе Карпово в стареньком деревянном доме без удобств. Заслуженный митрофорный протоиерей был весьма непритязателен. Батюшка отдал служению Господу Богу 53 года своей жизни. В последние годы, уже будучи очень больным, он окормлял около двухсот духовных чад «От Израиля до Сахалина живут мои чада» - говорил отец Александр. Почил протоиерей Александр Коробейников 30 ноября 2005 года. На отпевании батюшки приезжали 23 иерея, из разных мест, некоторые его духовные чада. Когда гроб опускали в землю, вдруг вышло ослепительно яркое декабрьское солнышко и играло, как в Пасхальное Воскресенье. Над могилой батюшки достраивается небольшая часовенька. Духовные чада отца Александра часто приезжают на могилку и заходят в храм купить свечи и заказать поминальные службы.
Летом 2012 г. издательством "Новалис" выпущена в свет книга Александра Анатольевича Суслова и Андрея Николаевича Фролова "Очерки истории Воскресенского края." В том числе там есть глава, посвящённая нашему селу Карпово. Отрывок из этого издания можно почитать на нашем форуме:
>>>
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ВОСКРЕСЕНСКОГО РАЙОНА *
Церковь Михаила Архангела села Карпова
История этого села уходит в глубь веков. Когда-то приписано оно
было к волости Похряне, по имени полноводной реки Похрянки,
протекавшей здесь несколько веков назад. Волость Похрянская (Похряне)
упоминается среди прочих в известной духовной грамоте (завещании)
Ивана Калиты, московского князя, составленной им перед поездкой в
Золотую Орду (ок. 1339 г.): есмь сыну своему большому Семену...
Коломну со всими Коломеньскими волостъми,.. . Похряне,
Оустьмерську...» и т. д. Это самое первое из дошедших до нас
упоминаний земель нашего края (Оустьмерьска - отзвук этого названия
сохранился в имени реки Нерской, притока Москвы-реки).
Река Похрянка, на обоих берегах которой и располагалось
Карпово, постепенно высохла. Русло ее было отдано крестьянам. Теперь
об исчезнувшем потоке напоминает живописный пруд в центре села.
В петровскую эпоху Карпово принадлежало Никите Моисеевичу
Зотову (ок. 1644-1718), учителю ("дядьке") Петра I Думному дьяку,
главе Ближней канцелярии Печатного приказа, впоследствии графу.
Вероятно, в то время в селе существовала какая-то церковь или
часовня, но до нас она не дошла.
Нынешняя церковь Архаигела Михаила находится в самом конце
села: чтобы до нее добраться, надо пройти через всё село, мимо пруда,
мимо бывшего русла Похрянки. Здание небольшое но очень симпатичное,
уютное, если можно так сказать, уже около ста лет украшает, собой
скромный сельский пейзаж. Строительство храма началось в 1884 году на
средства прихожан, а в 1891 году новая церковь была освящена. И с тех
пор действует, несмотря на небольшой приход.
На металлической закладной доске вытеснена надпись: «Сооружен
сей святой храм во имя Архистратига Михаила в 1884 году и освящен в
1891 году... на пожертвования нижеследующих благодетелей: Михаила
Егоровича Бельжева... (далее перечислены еще девять фамилий) и
других». Указан также архитектор - Марков.
В архитектурном отношении здание церкви выполнено в
псевдовизантийском этиле. Объемно-композиционное решение и
декоративное убранство здания отражают поиски зодчими второй половины
и конца XIX века новых приемов и форм в церковном строительстве в
русле так называемого «тоновского» стиля (по имени К.А. Тона),
русского архитектора, создателя «руссковизантийского стиля).
Композиция храма складывается из одноглавого четверика, перекрытого
парусным сводом, на который поставлен световой барабан; бесстолпной
трапезной и двухъярусной шатровой колокольни. Фасады завершены
полуциркульными закомарами, что соответствует конструктивным
особенностям здания. Декор состоит из полуколонок ,нишек, арочек,
выполненных в основном из штукатурки. Само здание кирпичное,
оштукатуренное, стоит на белокаменном цоколе. Внутри своды и стены
оштукатурены я покрыты масляной живописью, причем росписи выполнены
недавно — в 1977 году старостой церкви.
На апсиде с наружной стороны помещено изображение Архангела
Михаила, в честь которого и названа церковь. Архангел (то есть,
старший ангел, начальник ангелов) Михаил является верховным
военачальником (архистратигом) небесного воинства, победившего в
решающей битве сатану. На сюжет битвы Архангела Михаила с сатаной в
изобразительном искусстве существует немало произведений.
Изображается архангел Михаил с мечом в руках. Таким он показан и на
аспиде карповской церкви.
Иконостас храма пятиярусный, выполнен, вероятно, как и сама
церковь, в конце XIX века.
Здание этого небольшого храма находится в хорошем состоянии, и
судьба его, как и всех действующих церквей, опасений не вызывает.
А. СУСЛОВ
* - статья из газеты, название которой, как и дата публикации не сохранилась
На сайте г. Воскресенска о нашей церкви сказано следующее:
Сооружена по проекту архитектора Николая Петровича Маркова на месте старой деревянной церкви в 1884 г. Имена жертвователей перечислены на металлической закладной доске, находившейся в притворе храма. Внутренняя отделка храма продолжалась до 1891 г. Храм являет собой скромный образец сельской культовой постройки конца XIX в.: бесстолпный, одноглавый, с равновеликой трапезной и шатровой колокольней в два яруса. Церковь в Карпове никогда не закрывалась. Её настоятель священник Андрей Воскресенский расстрелян в 1937 г. на полигоне Бутово. В храме сохранились иконы и иконостас конца XIX в., имеется чтимый Казанский образ Божией Матери.
|
Архиерей Иларий (Ильин)
Иларий (Ильин Петр Григорьевич), архиепископ Чебоксарский и Чувашский.
Родился в 1868 году в г. Москве.
Учился в Московской духовной семинарии и в 1890 году окончил полный курс наук по первому разряду со званием студента. ...........
..........С 1939 года по 1941 год за штатом по болезни.
Во время войны был священником в селе Карпово, Воскресенского района, Московской области.
5 марта 1944 г. по принятии монашества хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. ..........
С полным текстом можно ознакомиться по этой ссылке >>>
|
Протоиерей о. Александр (Коробейников)
Почившего протоиерея Александра Коробейникова с полным правом можно назвать потомственным священником. По свидетельству самого батюшки и его сестры Марии, его мать, Ольга Кондратьевна, была из старинного священнического рода, представители которого служили Церкви еще в XVIII в.
Отец пастыря, Павел Михайлович, в 1901 г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия,где и преподавал некоторое время. К моменту рождения сына (16 мая 1929 г.) был псаломщиком в селе Лысогорка Куйбышевского (Голодаевского) района Ростовской области. 10 августа 1937 г. в день Смоленской иконы Божией Матери, он, будучи уже в священном сане, был арестован в церкви во время молебна. С этого времени 8-летний Александр вместе с сестрой Марией воспитывался матерью (остальные семь братьев и сестер умерли от голода).
В конце 1937 г. овдовевшая матушка Ольга Кондратьевна с детьми переехала в город Новочеркасск Ростовской области, где Александр учился в общеобразовательной и музыкальной школе (по классу скрипки).
Несмотря на то, что многие в то страшное время отреклись от своих репрессированных близких, мать будущего священника от своего мужа и от Православной веры не отреклась. В том же духе она воспитывала своих детей. Она отказалась от должности учителя (у нее было прекрасное образование) в школе, чтобы не преподавать детям атеизм, и работала в этой школе уборщицей. Семья жила в условиях тяжких испытаний и лишений.
В школе Александр учился на «отлично». Учеба не мешала ему посещать богослужения, что он делал, по примеру отца, неопустительно в воскресные дни и двунадесятые праздники.
Отец будущего пастыря, по словам батюшки, был настолько благочестив, что если воскресный день заставал его в поезде, то он выходил из поезда, компостировал билет и шел на службу в храм. Однажды Александр пропустил занятия в школе на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. На следующий день, по его рассказу, директриса решила его при всех опозорить, но запуталась в словах и сама попала в конфуз. Она, войдя в класс, подняла Александра с места, спросила его, где он был вчера. На что он ответил: «Конечно, в церкви». Та с пафосом начала говорить: «Где это видано, чтобы советские школьники в церковные праздники не ходили в школу?!». Мальчик не растерялся и сказал: «Например – я». Весь класс дружно рассмеялся. И позора не получилось.
Часто его «прорабатывали» за «церковность» школьные «общественники», комсомольцы и пионеры. Разговор был примерно такой:
– Зачем ты ходишь в церковь? Что тебе там нравится?!
– Мне нравится пение.
– Оставь церковь, ходи в кружок самодеятельности, там тоже есть хор и пение.
– Но я люблю именно церковное пение. На этом разговор заканчивался.
В 1942 г. класс средней школы, где учился будущий отец Александр, был эвакуирован в станицу Цымлянскую (на Дону) из-за войны. После освобождения Новочеркасска от немцев, семья вернулась в Новочеркасск, а в 1943 г. переехала на Донбасс в город Снежное Донецкой (тогда Сталинской) области. Там будущий священник работал на шахте 15-бис разнорабочим и учеником столяра.
В 1947 г. поступил по конкурсу в Московскую Духовную семинарию, которую, как позже и 1 курс МДА, окончил по первому разряду. Был рукоположен в священный сан. После чего, уже не продолжая духовное образование, с 1952 г. стал проходить пастырское служение во многих церквах Московской епархии: Коломны, селе Коробово Шатурского района, селе Черкизово Коломенского района, селе Карпове Воскресенского района, селе Вороново Подольского района, снова в селе Карпове, Воскресенска (село Новлянское), где и закончил свое служение. Последний раз Божественную литургию он совершил 6 ноября 2005 г.
В пастырской деятельности отец Александр отличался особенной ревностью. Люди шли к нему на прием со своими нуждами, и не только в те дни, когда он служил или дежурил в храме. Двери его дома ни для кого не были закрыты. Всех, не взирая на лица, он встречал со своей неизменной теплой и светлой улыбкой.
Священники, которые служили с батюшкой, говорили, что служить и молиться с ним особенно легко.
Помимо пастырского креста он нес еще семейное служение. У него было семь детей, которым он смог в безбожное лихолетье привить глубокую веру. Сын его, диакон Николай, служил в Успенском кафедральном соборе Коломны, в настоящее время – в храме святителя Иоанна Златоустого в Воскресенске (село Новлянское). При жизни протоиерея Александра некоторые из его внуков приняли священнический сан.
Обладая от Бога музыкально-композиторскими дарованиями, батюшка написал музыку к нескольким церковным песнопениям и создал семейный церковный хор. До сих пор его дети и внуки поют в Церкви.
К жизненным условиям батюшка был весьма непритязателен. Заслуженный митрофорный протоиерей до конца своей жизни проживал в деревенском доме без привычных многим современных удобств. Никто никогда не слышал, чтобы он желал улучшения условий своей жизни. Когда духовные чада, желая помочь батюшке, делали, как им казалось, необходимый ремонт в его доме, отец Александр тяготился этим и только терпел, ничего не говоря, чтобы никого не огорчить.
Протоиерей Александр имеет много церковных наград, последняя из которых – право служить Божественную литургию с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.
С 1974 г. он ежегодно проводил свой отпуск в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре и имел общение с известными духовниками и старцами обители. Когда отец Александр собирался в Печеры, многие, узнавая время его отъезда, покупали билеты, чтобы ехать с ним.
Болезни одна за другой стали разрушать могучий организм отца Александра. Батюшка мужественно боролся с ними. Даже когда он с тяжелыми приступами лежал в больнице, впадая в забытье, он, еле оправившись от приступа, на больничной койке, продолжал принимать приходящих к нему со своей неизменной светлой приветливой улыбкой, как будто недавно случившееся с ним было всего-навсего незначительным недоразумением.
Когда последний раз батюшка лег в больницу, многие надеялись, что он пособоруется, причастится и снова все будет как раньше. Однако Господь судил иначе. 30 ноября он тихо отошел ко Господу.
На отпевание батюшки, которое происходило в храме Архистратига Михаила в селе Карпово, где в свое время служил отец Александр, приехали из разных мест 25 иереев (среди них были его духовные чада). В храме не поместились все, кто пришел проститься с батюшкой. И когда гроб его опускали в землю, вдруг вышло ослепительно яркое солнышко и играло, как в Пасхальное Воскресенье. Хотелось петь Пасху. А на лицах появились сквозь слезы улыбки. Казалось, это день торжества жизни над смертью, что смерти нет, а есть Воскресший Христос и Он посреди нас! А на небе принимали душу праведника.
Священник Михаил Пшеничный
Оригинальная публикация находится на сайте "Московские Епархиальные Ведомости" здесь >>>
Фотографии и видеофильм здесь >>>
|
О истории г. ВОСКРЕСЕНСКА и окрестностей можно почитать здесь >>>
Усадьбы Кривякино и Спасское >>>
От наших читателей о жителях села:
Черногоров Алексей Михайлович
Родился в 1863 г., д. Карпово Московской губ.; крестьянин. Проживал: д. Карпово.
Арестован 23 октября 1920 г. МЧК
Приговорен: Коллегия отдела К.Р. 29 ноября 1920 г., обв.: по политическим мотивам.
Приговор: освобожден. Решения по делу нет Реабилитирован в июле 2003 г. Прокуратура г.Москвы
Источник: Прокуратура г.Москвы
Черногоров Михаил Иванович
Родился в 1909 г., Московская обл., Воскресенский р-н, д. Карпово.;
Расстрелян 25 октября 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Бутово. Реабилитирован сведений о реабилитации нет
Источник: Москва, расстрельные списки - Бутовский полигон
|
|
История села Карпово в старых фотографиях >>>
|
|
|
|
|
|
|